Признаки лямблиоза у детей

Как проявляется лямблиоз

Трудность клинической диагностики лямблиоза состоит в том, что это заболевание не имеет патогномоничных клинических признаков и часто является пусковым механизмом или наслаивается на другие хронические заболевания желудочно-кишечного тракта.
  Также отличаются проявления болезни в разные возрастные периоды. Существует как лямблионосительство - состояние, при котором паразиты находятся в организме человека, не вызывая при этом каких-либо нарушений, так и различающиеся по тяжести проявления формы заболевания.
  Так как лямблии паразитируют в кишечнике человека, чаще всего встречаются симптомы поражения желудочно-кишечного тракта: Больные жалуются на неприятные ощущения в эпигастрии, тошноту, пониженный аппетит, иногда урчание в животе, ощущение дискомфорта в верхних отделах живота.
  У части больных наблюдается жидкий водянистый стул, может быть небольшое снижение массы тела.
  В периоде новорожденности и у детей 1-го года жизни преобладают изменения стула. При этом они касаются не столько его частоты, сколько качества, отмечается вздутие живота, плохое отхождение газов. После постановки газоотводной трубки стул имеет брызжущий и пенистый характер, кислый запах. В испражнениях отмечается много слизи,окрашенной в зеленый цвет, "белые комочки" коллоидных солей желчных кислот. Вокруг ануса и на ягодицах легко возникают опрелости - отек и покраснение кожи из-за раздражения кислым стулом.
  Ребенок становится беспокойным, сучит ножками, приступами раздраженно кричит днем и ночью. Колики усиливаются во время или после кормления. В дальнейшем - склонности к запорам или чередования запоров и поносов с брызжущим, пенистым зловонным стулом.
  Часто, несмотря на наличие энтеральных расстройств, беспокойство и колики, затяжное течение лямблиозного процесса, дети первых месяцев жизни дают хорошие прибавки массы тела, а показатели нервнопсихического развития соответствуют норме.

Проявления лямблиоза

Весьма характерным для лямблиоза признаком являются различные проявления аллергодерматита от легких аллергических сыпей до экземы.
  У детей раннего возраста острая форма лямблиоза чаще проявляется клинической картиной пищевого отравления или острого энтерита, протекающего с выраженной интоксикацией - рвотой и высокой лихорадкой. Иногда при этом может полностью отсутствовать аппетит, ребенок теряет массу тела и обезвоживается. В таких случаях чаще всего ставят диагноз - "острая кишечная инфекция", но в посевах кала патогенных микроорганизмов не обнаруживают. В жидком стуле находят большое количество вегетативных форм и цист лямблий.
  У детей школьного возраста на первое место выходят жалобы на боли в животе, тошноту, ощущение дискомфорта, проявляеющееся капризами или агрессивностью.
  При длительном течении лямблиоза изменяется и внешний вид ребенка, кожа приобретает грязноватый оттенок, под глазами можно видеть темные полукружья, у подростков отмечается появление или усиление юношеской угревой сыпи. Язык обычно обложен налетом, у части детей на языке образуются глубокие складки, похожие на трещины, изо рта исходит неприятный запах.
  Во всех возрастных группах на фоне лямблиоза вне зависимости от тяжести и остроты процесса часто отмечаются такие аллергические реакции как аллергодерматит, экзема, крапивница, бронхообструктивные синдромы (в том числе бронхиальная астма), стенозы гортани.
  При этом длительно проводимая стандартная десенсибилизирующая терапия не дает хорошего эффекта, в то время как назначенное противолямблиозное лечение после проведенного обследования и диагностики лямблиоза, приводит к уменьшению аллергических реакций вплоть до полного их исчезновения.
  Появление симптомов аллергии после завершения курса противолямблиозного лечения может свидетельствовать о неполной эрадикации лямблий или о повторном заражении.

К другим проявлениям лямблиоза можно отнести такие как:
 1.Нарушения питания - проявляются в виде полигиповитаминозной недостаточности, а также в случаях сочетания с другой тяжелой патологией желудочно-кишечного тракта могут выявляться признаки дистрофии.
 2.Изменения со стороны центральной нервной системы -повышенная нервная возбудимость, раздражительность, плаксивость, головные боли, головокружение, беспокойный сон, слабость, сердцебиения, одышка, боли в области сердца.
 3.Субфебрилитет.