Нарушение слуха у детей - проявления и лечение

Нарушение слуха у детей

лор сурдолог Щичко Марина ВикторовнаНарушения слуха могут быть от еле заметных, проявляющихся заложенностью ушей, до значительных - тугоухость от I степени до глухоты -IV степень.

У детей первых месяцев жизни предположить нарушение слуха можно по отсутствию или сомнительной реакции ребенка на звук.

В норме у ребенка после рождения реакция на громкий звук носит рефлекторный характер (резкое разведение рук и их покачивание, сжимание век), с конца второй недели жизни появляется слуховое сосредоточение и к концу первого месяца появляется начальная ориентировочная реакция на звук - "затихание".

На 2-3 ем месяце малыш начинает прислушиваться к звукам, реагируя на них.

В 2-2,5 месяца появляется гуление. Если у ребенка нарушение слуха незначительное или одностороннее, то он будет реагировать на звук и заподозрить снижение слуха по косвенным признакам станет невозможным, оно может быть выявлено в более старшем возрасте и, даже, случайно.

Тугоухость

Выявленная тугоухость в первые месяцы жизни связана с нарушением звукопосприятия - нейросенсорная тугоухость и носит врожденный характер: наследственный (у тугоухих родителей) или возникший еще внутриутробно от неблагоприятного воздействия на плод различных факторов.
  К таким факторам относятся:
  • токсикозы беременных
  • вирусные и инфекционные заболевания женщины во время беременности
  • применение лекарственных препаратов, губительно влияющих на орган слуха
  • алкоголь во время беременности
  • проблемы во время родов и пр.

Ребенок, имевший воздействие перечисленных факторов, относится к группе риска по тугоухости и ему в 3, 6 и 9 месяцев в поликлинике проводят звукореактотест. Ребенок дошкольного возраста не всегда в состоянии объяснить, что он плохо слышит и быстро привыкает к своему новому ощущению

Снижение слуха у детей

Заподозрить снижение слуха можно по следующим признакам:
  • переспрашивает
  • сам начинает громко говорить
  • громче включает телевизор
  • не отзывается

•   Иногда снижению слуха предшествует острое инфекционное заболевание, купание, травма, чистка ушей.

Нарушения слуха могут возникнуть от одной или комплекса причин.
    Тугоухость, возникшая в младшем детском возрасте, чаще связана с нарушением звукопроведения (кондуктивная тугоухость) и зависит от состояния ЛОР-органов.

В проведении звука большая роль отводится барабанной перепонке.
    Представьте, барабанная перепонка - это экран, и для ее нормальной работы необходимо одинаковое давление воздуха, как снаружи, так и изнутри барабанной полости. Это равенство давления обеспечивает слуховая (евстахиевая) труба, сообщающая барабанную полость с носом. Любое нарушение проходимости слуховой трубы приводит к недостаточному поступлению воздуха в барабанную полость и, как результат, к неравенству давления на барабанную перепонку. Под действием большего внешнего давления она вдавливается, становится менее подвижной, проведение звука ухудшается и у ребенка снижается слух.

Лечение нарушения слуха у детей

К нарушению проходимости слуховой трубы могут привести острые воспалительные явления со стороны носа и глотки, увеличение или воспаление аденоидной ткани, полипы, искривление носовой перегородки, изменения в носу невоспалительного характера, приводящие к отеку слизистой оболочки или разрастанию носовых раковин.

Лечение подобного нарушения слуха сводится к восстановлению функции слуховой трубы:
  • консервативными методами (лекарственные препараты, физиотерапия , процедуры в ЛОР-кабинете, в т.ч. так называемая "кукушка", продувание слуховых труб и пр.)
  • хирургическими методами (удаление аденоидов, полипов, операции на носовой перегородке и нижних носовых раковинах).

Снижение слуха по звукопроводящему типу может быть обусловлено наличием в ушах серных пробок или некоторых инородных тел (вата, бумага) и их нужно удалить, а также развитием рубцового и спаечного процесса на барабанной перепонке и в барабанной полости (как последствия травмы или частых и длительных воспалительных процессов в ушах, сопровождающихся выделением слизи или гноя). И здесь главное - профилактика.